Июль 2011 г.

Погружение на Красном море

В июле 2011 клубом была организована поездка в Шарм-эль-Шейх, Египет. Группа из 3-х человек (Игорь, Ольга и Алексей) и Ваш покорный слуга, инструктор по дайвингу PADI Илья Густяков отправились бороздить просторы Красного моря. Азы подводного плавания были освоены членами группы в бассейне клуба под моим чутким руководством. Также полностью пройдена теоретическая часть и сдан экзамен. Для получения сертификата PADI Open Water Diver оставалось пройти практику на открытой воде. Красное море — идеальный вариант.

Путевки в Шарм-эль-Шейх на неделю были приобретены у партнера клуба — туристической компании АС-тревел. Пакет погружений на 5 дней был заказан в одном из лучших дайв-центров мира — Red Sea Diving College, в московском представительстве. Очень удобно — можно оплатить весь дайвинг в Москве и просто нырять на Красном море, ни о чем не задумываясь!

Перелет прошел нормально, привезли в отель, Oriental Rivoli 4*, русских туристов в нем почему-то практически не было, но был хороший массажный салон и спа. После ужина пошли на разведку в дайв-центр. Отель был описан как находящийся «в шаговой доступности» от дайв-центра, но, видимо, это были шаги какого-то сказочного великана. Мы шли по побережью Наама-Бэй мимо отелей, дайв-центров и верблюдов минут двадцать, моральный дух группы стал падать, начались разброд и шатания, но вот, наконец, он — видно издалека — вход в большую белую арку с надписью Red Sea Diving College. Было уже поздно, на ресепшене встретили одну единственную англоговорящую девушку, показали ей ваучер из Москвы, и, обсудив «шаговую доступность» отеля, попросили на утро трансфер.

Первые два дня по плану — погружения с берега — отработка навыков, полученных в бассейне, в условиях открытой воды.

В первый день нужно было подойти на ресепшн в 8:00, поэтому трансфер из отеля был заказан на 7:30. Прождав автобуса минут двадцать, мы решили, что что-то не то и пошли пешком. Было жарко, июль все-таки. Игорь и Ольга были налегке, а мы с Алексеем, как настоящие дайвинг-профессионалы (Алексей — морской офицер, имеющий опыт погружений с подводной лодки) тащили баулы со снаряжением. Да, тяжело, зато не нужно ничего платить за аренду (30 € в день, т. е. 5 дней — 150 €). Ну и, разумеется, своя рубашка всегда ближе к телу. Не обязательно покупать все сразу, для начала — хотя бы трубку с маской, костюм и регулятор (такая штучка, которую присоединяют к баллону и дышат из нее под водой).

Итак, вот она — белая арка. На ресепшене я высказал некоторое сожаление по поводу несостоявшегося трансфера и поделился впечатлениями от марш-броска по утреннему египетскому солнышку с дайверской сумкой за плечами. Да, оказывается, действительно накладочка вышла, ну с кем не бывает. Вечером оказалось, что автобус все-таки приехал в 8:10 и, не застав нас, нам оставили в отеле бумажку с извинениями. К счастью, это была единственная серьезная накладка за все время нашего дайвинга, все-таки дайв-центр на самом деле хороший.

Первое погружение курса Open Water Diver в открытой воде не предполагает отработку каких-то навыков, это обычная подводная экскурсия — люди просто привыкают к открытой воде после бассейна. Если место погружения является новым, стоит провести его под руководством местного гида. Местный гид оказался девушкой Женей — брюнеткой с немного жестким характером. Прослушав брифинг и детальное описание места погружения, мы стали собирать акваланги. Перед тем, как идти в воду, все снаряжение нужно проверить на работоспособность, сначала самому, а потом еще в ходе т. н. взаимопроверки напарников перед погружением. И вот они, подводные камни арендного снаряжения — у Игоря обнаружилась утечка из шланга поддува жилета-компенсатора плавучести. Регулятор был заменен на другой, все оделись и уже собрались идти к морю, когда при взаимопроверке выяснилось, что воздух через новый шланг не хочет идти вообще. При повторной сборке снаряжения Игорь не проверил шланг еще раз, что не есть правильно. Дайвинг предполагает высокую степень ответственности и следования установленным стандартам. Русское «авось» здесь не проходит никаким боком. Быстро заменив регулятор еще раз и, убедившись, что все работает, мы, наконец, вошли в чудесную теплую и соленую воду Красного моря... Бассейн с этим, разумеется, сравниться не может... Мы прошли несколько метров на трубках до буйка, проверили готовность, и Женя подала сигнал на погружение. Она пошла впереди, за ней менее опытные Игорь и Ольга, и затем я с Алексеем. Мы доплыли по проложенной по дну веревке до рифа, и вот они, чудесные рыбы Красного моря! Даже несмотря на то, что это был т. н. «домашний риф» (home reef), рыб там было довольно много. Почти сразу мы увидели крупную мурену, потом крылатку, про мелочь уже и вспомнить сложно... Проплавав между рифов минут двадцать, мы перешли на меньшую глубину. В какой-то момент Алексей засмотрелся на грациозно плывущую Женю, я отвлекся на Игоря, который не очень хорошо справлялся с увеличившейся в результате изменения глубины плавучестью, и Ольга, обделенная мужским вниманием, обиделась и незаметно всплыла. Пропажа весьма насторожила Женю, мы поискали Ольгу около минуты, всплыли и благополучно воссоединились на поверхности. Таким образом, боевое крещение состоялось — студенты прочувствовали все прелести открытого водоема, в т. ч. разницу между пластиковым дном бассейна и морским песчаным дном с изменяющейся глубиной.

Мы вышли на берег, обсудили моменты, над которыми стоит поработать, поменяли баллоны и пошли пить чай.

Дальнейшие погружения с берега проходили под моим руководством. На втором погружении мы повторили некоторые навыки, усвоенные в бассейне, и продолжили отработку навыков контроля плавучести на открытой воде во время подводной экскурсии. Рядом с рифами мы нашли груду амфор с рыбами внутри (их туда специально погружают, можно заказать амфору со своим именем), а также несколько проволочных конструкций, особенно запомнилась проволочная пирамидальная конструкция, которая была практически вся заполнена небольшими полосатыми рыбками — по какой-то причине египетские рыбы любят пирамиды.

После погружения мы сложили снаряжение в специальные ящики и пошли отдыхать до следующего дня. Вечер в отеле прошел незаметно, Игорь с Ольгой пошли на массаж, Алексей отдыхал у бассейна.

На следующее утро нас забрали из отеля без накладок и привезли в дайв-центр. Второй день прошел рутинно — та же отработка навыков, полученных в бассейне и контроль плавучести в открытой воде. Немного веселья принес эпизод с потерей Ольгой одного груза, который она не очень осмотрительно засунула в карман жилета, не закрывающегося на липучку. Груз не преминул предательски выпасть из кармана, когда Ольга в положении головой вниз героически боролась с увеличившейся плавучестью. Это, разумеется, увеличило плавучесть еще больше и мне пришлось в срочном порядке ее уменьшать вручную, чтобы возвратить беглый груз в закрытый карман.

К концу второго погружения навыки уже немного поднадоели и хотелось просто поплавать. В группе начались разброд и шатания, но я то знал, что без такой береговой подготовки на корабле я буду полностью опозорен. Группе были обещаны чудесные морские пейзажи, открывающиеся с корабля, а также красивые девушки-аквалангистки. Ропот немного стих, и мы завершили программу курса Open Water Diver. Теперь с практически чистой совестью можно было идти на корабль. К концу второго дня мы все полностью разобрались со снаряжением, определились с необходимым количеством грузов в соленой воде, Игорь и Ольга купили новые маски, поскольку старые, похоже, предназначались исключительно для бултыхания на поверхности и мелких заныров, а на глубине под давлением начинали корректировать лицо дайвера под свой профиль. На следующий день нам была обещана русский инструктор Оля в качестве гида до конца нырялки.

Утром автобус немного запоздал, но появившаяся из него обещанная Оля, стройная загорелая блондинка в темных очках, полностью компенсировала эту промашку. Мы сели в автобус, приехали в дайв-центр, проверили ящики со снаряжением и пошли за Олей на корабль. Получив разрешение на выход, корабль отчалил, и мы понеслись в открытое море навстречу новым приключениям.

Жилеты-компенсаторы явно невзлюбили Игоря — клапан поддува его жилета заклинил и постоянно подавал воздух. Его заменили на запасной с корабля, больше проблем со снаряжением ни у кого не было.

Первое погружение проходило на дайв-сайте Temple («Храм»). Место представляет собой коралловую «башню», вокруг которой можно плавать на небольших глубинах 18—20 м — идеальное место для первого дайва с корабля. Мы прослушали брифинг, оделись, проверились и прыгнули в воду за Олей. Пошли как обычно — Игорь с Ольгой за Олей, я с Алексеем — замыкающие. Алексей настойчиво рвался на глубину, на корабле я без особого энтузиазма прочел брифинг для глубокого погружения, и мы договорились сначала упасть с ним метров на 30, а потом присоединиться к остальным. Под водой открылись удивительные пейзажи, намного превосходящие по красоте то, что мы видели на домашнем рифе. Впечатление немного портили не до конца решенные проблемы с контролем плавучести у Игоря и Ольги, но постепенно они привыкали к подводной стихии — здесь самое главное практика и еще раз практика. Мы увидели мурену и даже осьминога!

Второе погружение и все последующие проходили в режиме drift dive — погружение в течении — вся группа прыгает в воду одновременно, сразу погружается и сплавляется по течению, корабль идет за ней и подбирает всех через 50 минут или когда у кого-либо останется в баллоне 50 атмосфер. Течение было довольно сильным, мы проплыли как на поезде, с ветерком! Алексей утверждал, что на большой глубине под нами была акула, которая при нашем приближении быстро ушла в бездну. В общем, было весело!

На следующий день нами был заказан подводный фотограф. Он сделал замечательные фотографии, которые Вы сможете посмотреть на нашем сайте. На первом погружении я опять сначала ушел с жаждущим глубины Алексеем на 30 метров, а Оля оставалась с менее опытными Игорем и Ольгой. После погружения выяснилось, что наши товарищи также подверглись какому-то зову бездны и немного превысили свой предел по глубине. Оля высказала мне свои сожаления и комментарии относительно этого факта, и настоятельно предложила до конца нырялки взять товарищей под мою личную опеку, тогда как она сама будет нырять на глубину с Алексеем. Я нисколько не возражал. Слово блондинки — закон.

Второе погружение прошло спокойно, и мы даже увидели черепаху! Сбросившая тяжелую ношу счастливая Оля ныряла с идеально плавучим Алексеем, который также наслаждался глубиной. Все были довольны. Алексей все никак не мог наныряться, и я пошел с ним на третье погружение.

На третий день Алексею в напарницы досталась вновь приехавшая аквалангистка Марина, ныряющая в гордом одиночестве. К сожалению, нам скоро уже надо было уезжать... Я нырял с Игорем с Ольгой, которые теперь более менее привыкли к подводной стихии, взяли под узды свою плавучесть и под моим чутким личным контролем наслаждались пейзажами коралловых садов. Возможно, они уже почувствовали себя крутыми дайверами и перед вторым дайвом решили, что стандарты взаимопроверки снаряжения перед погружением — не для них. К слову, место было довольно сложным (Shark & Yolanda Reef) — два рифа с противоположно направленными огибающими быстрыми течениями. На Йоланде в 1980 году затонул транспортник, перевозивший в числе прочего груз унитазов, которые теперь живописно раскиданы рядом с рифом. Вся группа должна была одновременно прыгнуть в воду, быстро погрузиться и уйти по течению за риф. Быстро погрузились практически все, за исключением Игоря. Он выдул из себя весь воздух, который только можно было, но закон Архимеда был неумолим. Свинцовые груза были успешно забыты на скамейке... Оля с группой уже ушли далеко по течению, я решил не рисковать, позвал Ольгу наверх и завершил погружение. Вместе с экипажем мы отдыхали на корабле, грустили о неувиденных унитазах, ожидали остальных и наслаждались видом спокойного моря, яркого солнца и запахами близкого обеда...

В качестве утешительного приза Игоря с Ольгой взяли на третье погружение и все остались довольны. Мы опять встретили черепаху!

Итак, дайвинг завершался. Мы рассчитались с дайв-центром, получили диск с фотографиями, записали погружения в логбуки, заполнили бланки на сертификаты PADI Open Water Diver и начали готовиться к отъезду. Все уже вошли в режим и не хотели уезжать, особенно Алексей. Но вдали неумолимо ждала Москва, с ее суетой, пробками и неотложными делами... Какой все-таки разительный контраст с белым солнцем пустыни, синим морем и молчаливой глубиной... Мы улетаем, но... обещаем вернуться!

Фотографии

Погружение на Красном море Погружение на Красном море Погружение на Красном море Погружение на Красном море Погружение на Красном море Погружение на Красном море Погружение на Красном море Погружение на Красном море Погружение на Красном море Погружение на Красном море Погружение на Красном море